Группы компенсирующей направленности в детском саду посещают воспитанники, имеющие системные нарушения речевой деятельности . Кроме этого, анализ заключений городской ПМПК за последние 3 года показывает рост негативных тенденций, затрагивающий разные аспекты в состоянии здоровья детей. Наиболее распространенным нарушением специалисты считают синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ проявляется в чрезмерной активности ребенка, которая выше нормы более чем на 30%. Кора головного мозга находится у таких детей в непрерывном возбуждении и сосредоточить на чем-то внимание им сложно. Дети пропускают мимо ушей обращенную к ним речь, часто не могут выполнить до конца задание, постоянно отвлекаются, проявляют забывчивость в повседневных ситуациях.
По многочисленным наблюдениям специалистов и воспитателей детского сада 53% детей, посещающих группы компенсирующей направленности, имеют серьёзные трудности в обучении, поведении и относятся к категории гиперактивных 19 воспитанников из 36). У 47% ( 9 воспитанников) наблюдаются нервные беспорядочные движения, дети постоянно бегают, крутятся пытаясь все время куда то залезть, проявляя бессмысленную двигательную активность. Психологическое обследование детей с синдромом СДВГ выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха.
Перечисленные нарушения способствуют возникновению различных проблем: усиливают неуравновешенность, вспыльчивость, формируют агрессивное поведение. Отсутствие навыков нормального общения со сверстниками и взрослыми, высокая агрессивность, сложности в обучении приводят к тому, что дети, страдающие синдромом гиперактивности, постоянно испытывают психологический дискомфорт. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки могут сохраняться в течение всей жизни. Не представляя как таковой опасности для жизни, синдром СДВГ является большой угрозой для правильного формирования личности ребенка, для выработки нужных социальных связей, интеллектуального развития и достижения определенных целей в дальнейшей взрослой жизни.
Решение проблем детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью лежит в уменьшении нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить среду, окружающую детей, создать благоприятные условия для коррекции расстройства высших психических функций
Одним из направлений в решении проблемы может стать предметно-практическое обучение при освоении робототехнического конструктора. Для детей с синдромом СДВГ обучение является очень важной частью социализации и реабилитации, а робототехника – это та среда, которая создает для этой работы дополнительные перспективные возможности
На занятиях используется робототехнический комплекс «Роботрек» и учебно методический комплекс для управления и программирования роботов Как правило, занятия выстраиваются таким образом, что каждый ребенок, вне зависимости от уровня знаний, находит свое место в общем проекте. Дети работают в команде, где у каждого есть своя роль. В каждом следующем проекте роли могут меняться. Ребенок получает определённый «продукт» своей деятельности и возможность представить его сверстникам. Подобная презентация – это важный аспект социализации и самореализации для детей с ОВЗ, этап их личностного развития. Дети отходит от хаотичного восприятия мира, они учатся идти к цели, видеть конечный результат и способы его достижения, что помогает убрать состояние рассеянности, импульсивности, расторможенности.